Солдатская «диета»
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В результате экономических вывертов правительства на грани выживания оказались 11 тысяч украинских солдат. В разгар новогодних празднований новостные заголовки запестрели неожиданным сообщением – из-за долгов Минобороны некормлеными могут оказаться служащие 70 военных частей, общим числом около 11 тысяч человек. Как сообщалось, предприятие «Белоцерковский военторг» не получило от военного ведомства 30 миллионов гривен за свои услуги по поставке питания солдатам и курсантам, из-за чего и возникла армейская угроза в, казалось бы, мирное время.
Вцепившись в свежую историю, журналисты выяснили - «продовольственный кризис» не подкрался незаметно, а упорно взращивался правительственными чиновниками на протяжении долгого периода. Как оказалось, свистопляска вокруг финансирования питания военных возникла в ходе смены власти. Экс-министр обороны Анатолий Гриценко в свое время ввел в действие закон, гласящий, что кормить солдат и курсантов военных вузов должно не само Минобороны, а аутсорсинговые предприятия. То есть компании, участвующие в тендерах на поставки солдатам продуктов питания и управлению военными столовыми. Так Минобороны планировало сократить все сопутствующие процессу кормежки солдат расходы. Однако на сегодняшний день годовой бюджет, выделяемый на эти цели, составляет ни много ни мало 918 млн гривен. А значит, сумму, вполне достаточную для того, чтобы социально важная статья расходов оказалась бизнес-плацдармом для приближенных к «кормушке» предприятий и чиновников. Естественно, так и случилось. Только в этом случае обычная (увы) тендерная коррупция превратилась в опасный фарс, ставящий под угрозу жизнь военнослужащих.
Пока сменяющиеся правительства передают друг другу эстафету по выкачиванию денег из армейского бюджета, требующая реальных реформ военная система Украины неуклонно движется к окончательному упадку. Ни одна из необходимых инициатив не воплощается в жизнь, а только лишь переносится в туманное будущее. Взять хотя бы переход на контрактную форму службы в армии: согласно последним озвученным планам Генштаба, он якобы должен состояться теперь в 2015 году, аккурат десятилетие спустя с того времени, как об этом переходе заявлял Виктор Ющенко. При этом уже сейчас служащие по контракту украинские солдаты почему-то стали получать бесплатные обеды в рамках того же бюджета, что и призывники. Логика здесь понятная – чем больше денег пустить в мутные воды бюджетных расходов, чем больше оттуда смогут выудить ловкие рыбаки.
А вот фирмам, пытающимся работать прозрачно, не слишком везет в нынешних обстоятельствах. Из пяти предприятий, поставляющих военным частям еду, лишь одно является государственным по форме собственности - «Белоцерковский военторг». Если объективно, то именно это предприятие больше всего отвечает специализации рынка наличием опыта работы, подбором кадров, состоянием инфраструктуры и производственными мощностями. За время работы по контракту Минобороны «Военторг» никогда не допускал сбоев поставок продуктов и смог оградить вверенных ему военных от тех проблем, которые сопровождали период перехода армии на новую систему питания. Успехи предприятия в этой сфере позволяли ему заключать контракты и на обслуживание других, гражданских организаций. В общем, свои задачи «Белоцерковский военторг» выполнял безукоризненно – хотя палок в колеса получал достаточно.
Вот, к примеру. Не странно ли, что предприятие, являющееся одним из главных налогоплательщиков Белой Церкви, недавно было вынуждено уплатить почти 2 млн гривен штрафа за несвоевременное начисление налогов, обусловленное задолженностью со стороны Министерства обороны? И не удивительно ли, что госпредприятие на протяжении нескольких месяцев было вынуждено изыскивать и тратить собственные средства для покупки продуктов солдатам, а также выплаты зарплат тем сотрудникам, которые заняты в обслуживании военных столовых? Вряд ли какая-нибудь частная фирма взвалила бы на себя такую нагрузку в условиях безденежья.
Тем не менее, именно к определенным частным фирмам руководство Министерство обороны дышит неровно. И этим уже бросило довольно подозрительную тень на все правительство в целом. Правительство поспешило от истории с голодающими солдатами откреститься – причем в максимально сжатые сроки. Так, 5 января, на следующий день после появившихся новостей о возможном голодании солдат, Кабинет министров вызвал на ковер руководство Минобороны. Однако разбирательство закончилось стандартно – бюрократической отпиской, толком не пояснившей ни причины 30-милионного долга, ни пути его погашения. Мол, деньги «Белоцерковскому военторгу» вовремя не поступили из-за проволочек, связанных с проведением тендерных закупок. Но сам «Военторг» якобы обязался перед Минобороны беспрекословно кормить солдат до погашения долга. Сложно логически пояснить, отчего правительство приняло столь скользкую формулировку к сведению – кроме как из желания поскорее замять разгорающийся скандал, явно не согласующийся с имиджем конкретно-стабильного Кабмина.
При этом в официальном сообщении Министерства обороны приводится цифра в 107 миллионов гривен, направленная осенью прошлого года Кабмином специально на погашение возникших задолженностей перед солдатскими кормильцами. Источники в ведомстве сообщают, что эта сумма на счета таки поступила - однако далее была направлена отнюдь не всем предприятиям, обслуживающим Министерства. И «Белоцерковский военторг» в список обласканных денежным потоком счастливчиков «почему-то» не вошел. Опять же, Кабмин не счел нужным пояснить, отчего возникшая несколько месяцев назад задолженность перед предприятием не была погашена траншем, в три раза превышающим сумму долга.
А впрочем – понятно почему. На протяжении последнего года своей работы «Военторгу» приходилось отбивать атаки тех, кто претендовал на его контракт с военным ведомством. Причем позиция «заказчика» в этих конфликтах каждый раз не выдерживала критики и лишь каким-то чудом сохраняла видимость законности и элементарных приличий. Заметим, что начались эти трения непосредственно с назначением нового министра обороны Михаила Ежеля. При инициаторе системы аутсорсинга – прежнем руководителе военного ведомства Гриценко – никаких задолженностей перед контрактниками не было, а введенная в ход система европейского образца действительно открывала возможности для модернизации армии.
Однако в нашем государстве, увы, бюрократический класс способен уничтожить даже самые необходимые и масштабные начинания. И так правительственная инициатива по питанию солдат и курсантов отдельными предприятиями обернулась не сбережением государственного капитала и переводом армии на современные рельсы, а дерзким переделом бюджетного пирога и голодающими военными.