Покальчук: Украинцы – не нация
Украинский этнос сформирован из людей, главным стремлением которых было стремление выжить… любой ценой
Журнал «Публичные люди» основал серию книг «Библиотека «ПЛ», авторами которых станут известные в Украине люди. Первой в этом ряду стала книга социального психолога и писателя Олега Покальчука под названием «Тремтячі еліти». Скандальную книгу в пресс-центре «Обозревателя» представили автор и издатель, главный редактор журнала «Публичные люди» Наталья Влащенко.
«Обозреватель»: «Тремтячі еліти» - о каких элитах идет речь: современных, исторических, культурных, политических?
Олег Покальчук: Слово «элита» означает просто «лучший». Я попытался выяснить причины поведения наиболее влиятельных слоев общества. Я констатировал определенную закономерность их поведения – не всегда мотивированного политологически, но всегда мотивированного психологически. Этот тип поведения передается от политического поколения к политическому поколению.
«Обозреватель»: Чем загромождено подсознание сегодняшних политиков?
Олег Покальчук: Прежде всего, квазиисторическим мусором, которого они не ощущают, поскольку он для них является органическим. Оно загромождено комплексами и страхами, связанными с видовым выживанием и стремлением выдавать желаемое за действительное, поскольку качество управления страной и даже образовательный ценз зачастую оставляют желать лучшего. Поэтому веками они пытаются развить в себе способность к мимикрии и уподобления чему-то такому, за что их бить не будут.
Наталья Влащенко: По моему личному опыту, основной страх украинских политиков – потеря даже не власти, а статуса. Они страшно бояться потерять должность, статус, влияние.
«Обозреватель»: В анонсе книги сказано о неких «древних архетипах», оказывающих влияние на политические элиты. О чем идет речь?
Олег Покальчук: Речь идет о том, что, когда мы употребляем определенные лексические, философские, бытовые категории и принимаем их как свои, вместе с положительными последствиями этих явлений мы принимаем и негативные. Чем значительнее они, тем больше мы загоняем их в подсознание.
Когда мы говорим о том, что основой нашего государства была Киевская Русь, этноним и историческое название даже при поверхностном рассмотрении говорит о том, что это формирование не имеет прямого отношения к той стране, в которой мы живем. Точно так же, как современные египтяне не имеют никакого отношения к пирамидам Хеопса и всех удивительных вещей, созданных людьми, которые назывались так же.
«Обозреватель»: «Комплекс меншовартості» украинцев – современное приобретение или историческое наследие?
Олег Покальчук: Комплексы существуют столько же, сколько существует человечество. Человек всегда переживает из-за того, что он несовершенен. В политическом дискурсе это приобрело особое значение, но это особенности украинской политики. К сожалению.
Но есть акценты, в которых мы уникальны. Речь о приоритетах в комплексе неполноценности. Здесь играет роль фактор «негативной селекции» - в результате многих катастроф, этноцидов украинский этнос сформирован в основе своей из людей, главным стремлением которых было стремление выжить… любой ценой. И цена эта не всегда была нравственной.
«Обозреватель»: В книге дается ответ на вопрос: почему украинский народ не может превратиться в нацию. Почему?
Олег Покальчук: Есть ряд ключевых комплексов, один из которых вы назвали – комплекс неполноценности, как врожденный, так и навязанный извне. Это отсутствие энергетического потенциала из-за негативной селекции и приоритет торгашеского духа над духом воина.
«Обозреватель»: Очень страшные вещи вы говорите. Вы можете сказать что-нибудь хорошее об украинцах?
Олег Покальчук: Любовь к своей стране – это ненависть к ее недостаткам.
Наталья Влащенко: Среди моих знакомых и моих коллег есть очень немного людей, которые бы с такой любовью и трепетом относились к стране, как Олег Покальчук или его ушедший брат Юрий, который тоже очень много сделал для развития украинской литературы и культуры.
Говорить надо правду. И то, что они делают, подвигает Украину к тому, чтобы здесь сформировалась нация.
Олег Покальчук: Я обращаюсь к осмысленной части украинского общества. Нельзя считать, что этнос однороден. Как каждый из нас, я хочу иметь дело с умными людьми. Есть критическая масса людей – умных, интересных, - для которых, я надеюсь, моя книга будет толчком к развитию.
«Обозреватель»: С чего началось ваше сотрудничество с Олегом Покальчуком?
Наталья Влащенко: Тема книги Олега Покальчука – это тема, абсолютно для нас форматная. Она об украинских элитах, их формировании и исторических корнях. Для того, чтобы понять, что происходит в сегодняшней Украине и почему мы имеет такие проблемы, нужно знать нашу историю.
Олег Покальчук: Это книга о граблях.
Наталья Влащенко: Да, о граблях, на которые мы наступаем очень много раз. Вторая причина состоит в том, что Олег Покальчук – наш автор, наш любимый автор. Мы считаем, что он один из тех ученых, журналистов, которые все эти годы занимают последовательную позицию, которые не занимаются самопиаром. Это не первая его книга. У него очень много выступлений в прессе, он занимается реальными практическими делами. Для нас большая честь сотрудничать с такими людьми. Наконец, мы начинаем серию «Библиотека «Публичных людей», где, надеюсь, будет издано очень много важных, нужных и интересных книг для страны.
Я считаю, что эта книга не для всех, но это книга для тех людей, которые думают, которым интересно, «что будет с родиной и с нами». Книга Олега – это экшн. Для любителей конспирологии и авантюрного жанра она также очень интересна.
Читатель сайта «Обозреватель»: На какую аудиторию рассчитана книга?
Олег Покальчук: Первой целевой аудиторией книги и первыми читателями стали мои студенты из проекта «Политпиар». Это люди в возрасте 20-35 лет, образованные, знающие несколько языков, не отягощенные бременем советских предрассудков и ищущие достаточно парадоксальные ответы на вечные вопросы.
«Обозреватель»: На обложке вашей книги изображена статуя Родины-Матери с непривычными атрибутами. Расскажите об этом символизме.
Олег Покальчук: Это Родина-Мать в образе валькирии (см.фотогалерею – Ред.). Это из серии предположений – если бы наша история пошла иначе, в другом культурном контексте и была связана с развитием Московского царства и дальнейшей цепью событий, а скандинавская линия продолжала бы здесь развиваться, если бы не исчезли Новгород и Псков как города настоящей вечевой демократии и настоящей славянской идентичности, возможно, мы имели бы этот памятник именно в таком виде.
«Обозреватель»: Вы не боитесь, что ветераны Великой Отечественной войны будут против такой трактовки своего символа?
Олег Покальчук: Это было бы замечательно. В таком случае я окажусь в очень хорошей компании. Я думаю, по своего контексту книга может вызвать достаточно скандалов. В ней я посягаю на все святыни вместе взятые – начиная от равноапостольного князя Владимира, который и не князь, и не Владимир, и не равноапостольный, заканчивая пафосом крещения Руси, которая и не Русь, и не крещение, и не пафос.
Читатель сайта «Обозреватель»: Хватит ли тиража для всех думающих людей?
Наталья Влащенко: Если тиража не хватит, мы допечатаем.
Олег Покальчук: Одна из наших стратегий – перевод книги на другие языки. Она уехала в США, Швецию и Норвегию. Но если книга имеет хороший резонанс среди людей, которых я считаю умными и достойными, то количество их не имеет значения.
Читайте новость по итогам пресс-конференции:
Покальчук выдал тайные страхи политиков
Смотрите тематические видеосюжеты:
Покальчук написал книгу о граблях
Чего боятся политики
Политизация - набор заклинаний
Покальчук о подсознании политиков