Как Украина Японии помогла
111 миллиардов внешнего долга можно обменять на украинскую землю
В начале текущей недели президент Янукович посетил Японию. Результатом визита стало совместное заявление об украинско-японском глобальном партнерстве, а также 8 миллиардов японских иен (порядка 100 миллионов долларов), предоставленных Украине в виде кредита.
Учитывая, что предыдущий кредит от Международного валютного фонда в размере 1,5 миллиарда долларов поступил в Украину всего пару недель назад, возник вполне логичный вопрос: зачем был взят еще один, абсолютно мизерный по меркам МВФ, кредит?
На этот вопрос в пресс-центре "Обозревателя" ответили:исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, генеральный директор Бюро экономических и социальных технологий Валерий Гладкий и финансовый эксперт, Заслуженный экономист Украины Виктор Суслов.
Олег Устенко: Япония заслуживает того, чтобы с ней дружить
Визит в Японию президента Януковича вписывается в ту концепцию, которая была у страны по поводу продвижения своих интересов на различных рынках. Визит в США, визит в Брюссель, визит в Россию и последний визит в Японию концептуально вписываются во внешнеэкономическую политику Украины.
Основная цель, которая преследовалась в этом визите – обеспечение устойчивого экономического роста в Украине за счет привлечения инвестиций, за счет импорта новых технологий и возможности продвижения наших экспортеров на внешних рынках.
У этого визита были и второстепенные задачи, тоже достаточно серьезные и важные. Речь идет, прежде всего, о том, что Япония – один из крупнейших владельцев голосов в МВФ и Мировом банке. Наше сотрудничество с этими организациями во многом зависит от расположения Японии к нам. Другая важная проблематика – значительная техническая помощь и кредиты, которые получает Мировой банк и другие международные структуры от Японии, которые впоследствии можно было бы использовать для Украины. Следующий важный момент: Япония – один из крупных доноров по перестройке и консервированию Чернобыльской АЭС. С этой точки зрения для нас важно поддерживать с ними хорошие отношения.
Не следует также забывать тот факт, что в 2009 году Япония заплатила практически 300 миллионов долларов за покупку наших киотских квот, которые впоследствии были использованы не по назначению. Этот серьезный конфликт необходимо было бы сгладить. Одна из целей визита и была направлена на это.
Япония является серьезным инвестором. Украина, нуждающаяся в дальнейшем развитии, нуждается в большом количестве инвестиционных средств. По нашим оценкам, в 2010 году Украина имела возможность привлечь порядка 4,5 миллиардов долларов инвестиций. С этой точки зрения Япония является кладезем для Украины.
В отличие от инвестиций, которые могут прийти в Украину из Китая, качество инвестиций, которые можно привлечь из Японии, совершенно другое. Как правило, японцы инвестируют в более высокотехнологические сектора, что должно вызывать интерес у украинской стороны.
Традиционно порядка 35% прямых японских инвестиций идут в промышленное производство, 65% - в непромышленный сектор. Как сказал президент Янукович, Украина – это правильное место и время для инвестиций. Похоже, это действительно так, потому что 21% объемов всех прямых иностранных инвестиций идут в химическую и фармацевтическую промышленность, в машиностроение – порядка 9%. Продукт нашего машиностроительного комплекса, к сожалению, продается только в РФ и в некоторых других странах СНГ. Возможность привлечения прямых иностранных инвестиций в этот сектор со стороны Японии может обеспечить прорыв для украинского машиностроения и обеспечить дальнейшее развитие промышленности в Украине.
Пищевая промышленность. Учитывая повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, постоянную инфляцию, увеличение потребления продуктов питания, Япония начала активно инвестировать в сельское хозяйство. Украина может представлять интерес для Японии с точки зрения добычи полезных ископаемых – порядка 22% инвестиций, которые делает Япония, идут именно в этот сектор. Финансы, страховая и банковская деятельность – 16% инвестиций. Связь – 14%.
Наша торговля с Японией – тоже немаловажный фактор. Она нуждается в существенном увеличении и улучшении. До сих пор торговля была настолько мизерной, что говорить о ней, как о чем-то серьезном, не приходилось.
Однако можно много говорить о том, что Украина – правильное место для инвестиций, но без того, чтобы делать серьезные изменения в инвестиционном климате, нельзя добиться прироста прямых иностранных инвестиций. Международный фонд Блейзера закончил свое исследование настроений инвесторов. Оно показало, что настроения инвесторов поменялись. Приток прямых иностранных инвестиций в 2011 году, скорее всего, увеличится, что означает меньшее давление на гривню с точки зрения ее обменного курса, что означает большую стабильность в стране. Вместе с тем крупные инвесторы назвали четыре основные проблемы: коррупция (порядка 80%), регулирование хозяйственной деятельности, огромное количество административных барьеров; политический риск и имидж страны; правовая среда.
Но, несмотря на эти показатели, мы фиксируем некоторое улучшение. Если в начале 2010 года 54% инвесторов говорили о том, что они увеличат свои инвестиции в Украину на протяжении последующих 6 месяцев, то в конце 2010 года почти 60% инвесторов сказали, что они увеличат свои инвестиции в Украину.
Валерий Гладкий: Кредит от Японии как "excuse" за киотские деньги
Получаемый кредит вызывает неоднозначные эмоции. Если говорить с экономической точки зрения, то это товарный кредит на финансирование импорта из Японии. С этой точки зрения для экономики Украины он не имеет принципиального значения – он, скорее, более важен для Японии. Но, учитывая объем японского экспорта, 100 миллионов погоды не сделают.
Для Украины это возможность профинансировать импорт из Японии. Но вопрос состоит в том, какой это будет импорт. Если это инвестиционный импорт в виде станков, линий, технологий – это позитив. Если это будет финансированием импорта автомобилей, то есть потребительских товаров длительного пользования, то эффект с точки зрения стимулирования экономического роста вызывает сомнения.
Вообще, кредиты в японской иене достаточно рискованны. Последний пример: Николай Янович Азаров выпустил бонды, номинированные в японской иене. Ставка доходности была низкой, но из-за курсовых разниц иены к доллару в конечном итоге эффективная ставка составила 20%. Это очень дорогие евробонды. Это вызывает опасения, что кредит может оказаться слишком дорогим.
С точки зрения политических моментов взаимоотношений Украины и Японии можно рассматривать подписание договора о получении кредита как некую "excuse" украинской стороны – как плата за злоупотребления с использованием денег Киотского протокола. Да, действительно, киотские деньги использовались неправомерно с точки зрения того, что они прокручивались, хотя их нельзя было использовать. Да, не поймали за руку, потому что за счет денег МВФ средства были восстановлены и японцев это удовлетворило, но на политическом уровне надо было продемонстрировать готовность украинской стороны к дальнейшему сотрудничеству. С этой точки зрения кредит является сигналом о том, что Украина хочет сотрудничать с Японией, ожидая притока инвестиций, ожидая продолжения межгосударственного взаимодействия и рассматривает Японию как важного и политического, и экономического партнера.
Виктор Суслов: 111 миллиардов внешнего долга можно обменять на украинскую землю
Во-первых, то, что визит состоялся – это большой политический успех Украины. потому что, когда руководство третьей на сегодня экономики мира на самом высоком уровне принимает руководство одной из самых бедных стран Европы – это всегда успех.
Что касается кредита – я абсолютно согласен с прозвучавшей оценкой. Этот кредит в 100 миллионов – это, скорее, помощь Украины Японии. Потому что Япония испытывает большие сложности с экспортом. Произошла ревальвация иены, экспорт японских товаров затруднен. Поэтому согласиться принять кредит под обязательства на 100 миллионов долларов, несмотря на отрицательный торговый баланс Украины, купить дополнительно японских товаров – это, конечно, поддержка японского экспорта.
Я не знаю политической подоплеки – я вполне допускаю, что это форма извинения за события с деньгами киотского протокола, как уже сказал коллега.
Вообще, не надо сильно радоваться кредитам. По официальным данным, опубликованным по итогам третьего квартала, валовой внешний долог Украины превысил 111 миллиардов долларов. И каждый новый кредит – это дополнительное увеличение и валового внешнего долга Украины, который становится все сложнее обслуживать, и одновременно ухудшение показателей торгового баланса. А по итогам трех кварталов торговый баланс Украины был отрицательным. И, конечно, Украине желательно воздерживаться от того, чтобы брать новые кредиты.
Что касается визита. Япония не была настоящим инвестором в Украину. Объем японских инвестиций составляет примерно 0,3% от общего объема иностранных инвестиций в Украину. Даже тогда, когда обсуждались и готовились крупные инвестиционные проекты, в том числе и в автомобилестроении, японской стороне тоже предлагалось участие в таких проектах, но Украина никогда не была объектом инвестиционного интереса Японии.
Поэтому не случайно, что до сих пор между странами не было подписано даже стандартного соглашения о взаимной защите инвестиций. И то, что во время этого визита договорились о том, что такое соглашение будет готовится, это очень важный шаг.
Важно, что состоялся бизнес-форум. Основные направления возможных инвестиций там обсуждались. Это в основном энергосберегающие технологии, использование попутного газа угольных пластов, экологическая энергетика. Очевидно, интерес Японии к Украине в плане инвестирования и импорта в основном связан с производством и импортом продуктов питания.
На форуме как бы мимоходом президент Украины сказал о том, что Украина в ближайшее время готовится принять решение о начале продажи земли. Если об этом информируют потенциальных инвесторов, то предполагается их участие в покупке земли. Вообще, этот вопрос сейчас начинает активно обсуждаться. Такие заявления недавно сделал премьер-министр Украины, основные фракции Верховной Рады уже начали определять свое отношение к этому вопросу. Надо четко понимать, что продажа земель – лучших сельскохозяйственных земель в Европе – это единственный способ для Украины рассчитаться со своими обязательствами по внешним долгам. Очевидно, что такое решение в этом году должно быть принято. Должен быть запущен рынок земли и, очевидно, на этот рынок будут запущены иностранные покупатели, потому что иначе вопрос обслуживания и погашения внешних долгов Украина другим способом не решит. Даже если будут выполняться запланированные макроэкономические показатели.
Я знаю, что уже сейчас в Киеве несколько фирм занимаются этим постоянно, много лет. Там есть потенциальная клиентура покупателей – представителей западных, арабских стран и многих других. Украинская земля, очевидно, может быть продана по нормальным ценам, если процесс будет правильно организован. Хотя решение о том, как будет осуществляться продажа земли, еще не обсуждалось и не принималось в Верховной Раде. Но мы знаем, что у нас президент пользуется полной поддержкой парламента и его политика, его решения однозначно будут реализованы.
Читайте новости по итогам пресс-конференции:
Украина продаст землю за долги?
Японцы обеспечат прорыв украинского машиностроения
Японский кредит может дорого стоить Украине
Эксперт: Причина роста цен – монопольный сговор
Смотрите видеосюжеты:
Украина продаст землю за долги
Японский кредит может стать очень дорогим
Иностранные инвесторы боятся коррупции
Украина может стать Швейцарией и продавать бумагу