20 лет назад. Реформа Павлова и срочный обмен крупных купюр

22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев подписал указ об обмене в трехдневный срок 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и о замораживании вкладов граждан в сберкассах.
По словам инициатора реформы – недавно назначенного Премьер-министра СССР Валентина Павлова, указ Горбачева был призван изъять из наличного оборота избыточную денежную массу. Официально считалось, что «реформа» направлена против «левой экономики» и распространения произведенных за рубежом фальшивых денег.
Полугодом ранее Валентин Павлов доложил Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Николаю Рыжкову о необходимости обмена 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года. Павлов доказывал, что купюры крупного номинала в большом количестве осели за границей и в руках «дельцов левой экономики». Как позже стало известно, Рыжков сделал запрос, чтобы проверить эту информацию, и главное таможенное управление сообщило, что за рубеж нелегально уходят в основном десятирублевые купюры.
Тем не менее, вечером 22 января советские СМИ сообщили о подписании Указа Президента СССР об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года. По словам очевидцев, многие люди сразу после оглашения Указа успели разменять имевшиеся у них 50- и 100-рублёвые купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов, поскольку многие кассиры и таксисты, занятые работой, ещё не знали об Указе. Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов.
Уже ранним утром следующего дня в отделениях банков и сберкасс начали выстраиваться огромные очереди. Реформа «Павлова-Горбачева» предусматривала серьезные ограничения – очень сжатые сроки обмена, 3 дня с 23 по 25 января, и не более 1000 рублей на человека. Обменять остальные деньги можно было до конца марта, но только по решению специальных комиссий на предприятиях.
Тем же указом фактически «замораживались» вклады граждан в Сбербанке СССР – снять со своей сберкнижки можно было не более 500 рублей, то есть многолетние накопления людей оказались заблокированными государством. Ограничения были сняты через несколько недель, после официального поднятия в 3-4 раза розничных цен на основные виды товаров потребления. За считанные дни граждане СССР лишились львиной доли своих сбережений.
За две недели до горбачевского указа «КоммерсантЪ-Власть» (7 января 1991 года) писал:
«...Нельзя исключить того, что слухи о предстоящей реформе сознательно и целенаправленно распространялись организациями, заинтересованными в притоке в государственную казну наличных денег. Так, одна из наиболее активно обсуждавшихся версий заключалась в том, что при реформе 50- и 100-рублевые купюры будут обмениваться только на половину номинала, потому что именно в этих дензнаках накоплена основная часть капитала дельцов теневой экономики. Распространение этой версии привело к тому, что население выстроилось в очереди в сберкассах, чтобы положить деньги на книжку. В результате в очевидном выигрыше оказался банк: ему удалось как-то справиться, с дефицитом наличных средств, и в начале января многие граждане получили зарплату исключительно крупными купюрами».
Практически в течение всего января руководство страны убеждало население, что никакой реформы не планируется. Сразу после объявления об обмене денег, обозреватели «Коммерсанта» спрогнозировали один из сценариев дальнейшего развития событий:
«Смысл этого варианта сводится к экспроприации накоплений населения сразу через централизованное повышение розничных цен. В этом случае нет необходимости предпринимать дополнительные меры по замораживанию вкладов населения, кроме тех, что уже действуют в соответствии с Указом Президента. Отсюда однозначно следует второй шаг "реформы": масштабное повышение розничных цен с неполной компенсацией населению падения уровня жизни.
Подготовка, причем практическая, происходит, по всей видимости, и сейчас. Так, на расширенном заседании президиума СМ РСФСР, прошедшем 23 января по горячим следам денежной реформы, Геннадий Фильшин заявил, что соглашение о единовременном введении новой системы ценообразования в России, Казахстане, на Украине и в Белоруссии уже достигнуто и "День "X" уже определен. Это означает, что правительства республик нашли с центром компромисс в проведении ценовой политики.
По мнению наблюдателей, "День "X" может наступить 1 февраля или сразу после этого, когда в городах будет введен режим усиленного патрулирования армейскими подразделениями. Видимо, союзное руководство решило учесть опыт повышения цен в республиках Прибалтики и принять превентивные меры.
Интересно отметить в этой связи, что, по сугубо неофициальной и непроверенной информации, поступившей, однако, из достаточно компетентных источников, значительное число сотрудников КГБ СССР якобы разъехались по крупным городам и столицам республик, имея на руках запечатанные конверты, предназначенные к вскрытию в определенный момент. Факт, который смотрится весьма значительно, если учесть степень участия КГБ в проведении первого этапа реформы.
В результате проектируемого повышения цен, по оценкам экспертов "Ъ", текущие доходы высоко - и среднеобеспеченных слоев населения обесценятся на 40 - 45%, а сбережения - на 70 - 80%».
* * * * * Новый проект «Обозревателя» - «20 лет спустя», посвящен годовщине украинской Независимости. В хронологическом порядке мы вспомним о мировых событиях-1991 и последнем годе жизни СССР. Другие события:
13 января. «Альфа» захватила телецентр Вильнюса. ФОТО, ВИДЕО
14 января. Назначен первый и последний премьер СССР