По словам местных жителей, за последнее время пожаров было около десятка, а это экономия около полумиллиона гривен.
В понедельник на Русановских садах сгорела одна из дач. Русановцы заявляют, что дачи сжигают преднамеренно, чтобы не тратиться на снос.
По их словам, за последнее время пожаров было около десятка, а это, мол, экономия около полумиллиона гривен ! Но кто на этом наживается: тот, кто платит, или тот, кому — они не знают.
Кроме того, люди считают, что пожары — еще и давление на тех, кто пытается судиться за свой участок, не хочет его отдавать. Власти это отрицают и говорят, что это провокация.
Напомним, сады стоят на пути строительства Подольско-Воскресенского моста на Троещину, а значит — и возведения метро в этот спальный район.
Поджоги
Вчерашний пожар, по информации МЧС, не связан с поджогом. На даче предварительно были нарушены правила безопасности печного отопления. Она стоит недалеко от 25-й и 26-й Садовой линии, где все 265 домов подлежат сносу.
Но русановцы утверждают, что ведется целенаправленная работа по вытеснению садоводов. «Я гуляла с собакой пару месяцев назад. Зашла на 26-ю линию, увидела, что горит деревянный дом. Но меня какой-то человек не пустил. Я говорю, мол, дачу палишь? А он ответил, что просто мусор сжигаем.
В итоге дача сгорела, хотя она была отключена от энергоснабжения, там они все отключены были, так как зимой в них никто не жил. То есть загореться сама не могла», — говорит нам жительница параллельной линии Юлия Власова.
Председатель садового товарищества «Локомотив» Ольга фон Шталленбэрг, где пожары были не раз, предполагает, что людей хотят выжить: «Например, житель Александр Савченко не хочет отдавать участок и судится. Его дом отключен от электроэнергии. Недавно там случился первый пожар.
Владелец видел, что там возились какие-то люди. Но ему они сказали, что, мол, дед, ты ничего не видел. Пригрозили утопить в озере. Приехавшие пожарные сказали — поджог. Через день его дом опять загорелся. Но милиция не открывает дело».
Месяц назад пылали еще два дома на 26-й линии. «Женщина случайно увидела, что идет дым. Горела пристройка. Вызвали пожарных, погасили, пламя на дом не перебросилось. Пожарные сказали, что был поджог. Пришла домой и видит, что опять идет дым! Но уже горит дом соседей.
Я так поняла, что поджигателей спугнули, когда пожарные подъезжали к первому дому. Мы нашли бумагу, подложенную под доски», — говорит фон Шталленбэрг. По ее словам, их пытаются запугать и сэкономить деньги.
«За снос дома город платит 50 тысяч грн. Чтобы его не сносить, деревянный домик сжигают, а деньги экономят. Это только подозрения, поскольку за руку я никого не поймала, но дома почему-то горят», — убеждена председатель.
«Строители сносить не хотят, а просто поджигают. Есть жители Садов, которые это видели. Они обращались в милицию, в пожарную службу.
Мы заказали новый проект, который позволяет построить мост, не снося дачи, но проектантам и строителям это неинтересно, они заинтересованы в старом, и таким способом могут пытаться воздействовать на нас», — говорит председатель объединения русановских товариществ «Русановские сады» Андрей Махов.
Владельцы элитных домов, которые тоже идут под снос, сказали нам вчера, что установили на своих участках видеокамеры и завели собак, чтобы обезопаситься от тех, кто занимается поджогами.
«Мы слышали, что жгут, поэтому пришлось эти меры применить. Нам пока ничего не предлагают. Пусть предложат достойную компенсацию», — сказал нам хозяин дачи. По его словам, он оценивает свой дом в 3 млн грн, а предлагают всего 700 тыс.
Город: «это провокация»
В фирме «Шатро», которая занимается сносом, нам сказали, что непричастны к поджогам: «Зачем это нам, если мы получаем за снос деньги? Деньги перечисляют за выполненную работу, а не за отсутствие дома! Пусть обращаются в милицию, если у них есть что сказать».
В Дирекции строительства дорожно-транспортных сооружений, которая курирует снос и выделяет деньги, утверждают, что такие обвинения — провокация: «Есть суд, через него мы забираем участки.
«Шатро» получает деньги за то, что сносит. А сносят они по акту, утвержденному с владельцем участка».
По информации предприятия, из 265 участков подписали договор о передаче с 181 владельцем. Снесли 65 дач. Через суд сейчас пытаются изъять участки у 59 владельцев. С остальными на стадии договоренностей.