Екатерина СЕМЕЧКИНА, "Киевский телеграф"
Для украинского рынка мобильной связи последние два года стали периодом бурного развития. Пятерка мобильных операторов обеспечила покрытие в большинстве населенных пунктов страны, значительно разнообразила набор предоставляемых услуг (в частности за счет введения услуг GPRS и анонсируемого введения EDGE), уменьшила стоимость и повысила качество мобильной связи. Главное же, — в конце 2004 года общее количество мобильных абонентов превысило число пользователей стационарной телефонной связью. Этим украинские операторы не только подтвердили мировую тенденцию, но и удовлетворили растущий спрос на услуги связи, обеспечив ею более 20 миллионов человек. Сегодня ежемесячный прирост абонентской базы у ведущих операторов составляет более 250 тысяч абонентов — цифра, о которой можно было только мечтать 3—4 года назад и которая, очевидно, будет перекрыта по итогам этого года.
Задача на следующий год представляется вполне логичной — сохранить и преумножить нынешние темпы развития. Но в выполнении этой задачи с определенными трудностями могут столкнуться оба лидера мобильного рынка страны.
Что касается компании UMC, то "дочке" московской МТС, похоже, даже несмотря на приход финансово мощного инвестора, не удалось выполнить основную задачу на год — оторваться от главного конкурента и стать единоличным лидером мобильного рынка Украины. Более того, по причине существенного отличия в технологии, применяемой для подсчета количества активных абонентов двумя лидерами мобильного рынка (по которой активными у "Киевстар" считаются те абоненты, которые совершили звонок на протяжении последних трех, а у UMC — на протяжении последних шести месяцев), разрыв между UMC и "Киевстар" по этому показателю вообще оказывается не в пользу UMC. Как следствие — на фоне конкурентов ценность основных достижений компании в 2005 году оказалась под вопросом. Ведь если задачу по обеспечению лидерства компания не смогла выполнить в год гиперроста на рынке связи, то весьма проблематично, что это удастся ей в следующем году. Тем более что, по данным аналитиков, генерального директора UMC Эрика Франке уже со следующей недели переводят на работу в московский офис МТС.
Что касается компании "Киевстар", то показатели ее деятельности могут ухудшиться вследствие конфликта между двумя акционерами — российской группой "Альфа" и норвежским оператором Telenor. В случае продолжения кампании "Альфы" по вытеснению норвежцев из Украины успехи "Киевстар", достигнутые в 2005 году (речь идет, например, о спонсорском участии в "Евровидении—2005" и размещении еврооблигаций на западном фондовом рынке), окажутся и вовсе бесполезными. В частности, представители "Альфы" уже несколько раз переносили общее собрание акционеров "Киевстар", откладывая, таким образом, принятие годового отчета компании и утверждение ее бюджета на 2006 год.
Если в случае UMC выход из сложившейся ситуации достаточно очевиден — можно обойтись точечной заменой менеджмента и корректированием стратегии, то для "Киевстар" аналитики прогнозируют более драматичное развитие событий. Не в последнюю очередь это вызвано длинным шлейфом громких скандалов, тянущихся за "Альфой" и связанных с методами ее работы с приобретаемыми компаниями. В частности, за последние 3—4 года различные структуры "Альфы" отметились попытками силового захвата таких компаний, как ОАО "Тагмет", торговый дом "П. А. Смирнов и потомки в Москве", ОАО "Мегафон", ОАО "Московский жиркомбинат", ФПГ "Дон" и Sun Interbrew. Во всех указанных случаях использовалась одна и та же схема — на первом этапе структуры "Альфы" приобретали небольшую долю в заинтересовавшем группу бизнесе, на втором — оказывалось прямое давление на руководство таких компаний с целью установления над ними полного контроля. При этом перечень применявшихся видов давления был достаточно обширен и обычно включал захват офисов, дискредитацию руководства в прессе, блокирование принятия стратегических решений на совете директоров, судебные разбирательства.
В случае продолжающегося конфликта между "Альфой" и норвежским Telenor речь должна идти, скорее всего, о втором этапе активных действий российской компании. После неудачи с объединением "Киевстар" и российского "Вымпелкома" и безрезультатной серии судебных исков, рассмотренных украинскими и российскими судами, последующим действием "Альфы" может стать прямая дискредитация руководства "Киевстар", направленная на его замену подконтрольными "Альфе" людьми. В частности, первой жертвой конфликта пресса называет уволенного директора по маркетингу "Киевстар" Гарретта Джонстона. Следующей — может стать бессменный президент "Киевстар" Игорь Литовченко.
Примечательно, что конфликт "Альфы" с норвежскими собственниками "Киевстар" можно рассматривать как составляющую более глобального процесса, а именно борьбы российских телекоммуникационных гигантов за украинский рынок мобильной связи — причем весьма успешный и прибыльный. Вслед за приходом в Украину "первой ласточки" — московской компании "МТС", которая стала собственником UMC, активные действия в Украине начала головная структура российского олигарха Михаила Фридмана "Альфа-групп". По мнению аналитиков, за последние три года Михаилу Фридману удалось распространить влияние как минимум на четырех из пяти украинских операторов мобильной связи. Помимо неудачной пока борьбы за контроль над "Киевстар", "Альфа" имеет долю в компании Golden Telecom, а также на протяжении длительного времени пытается приобрести доли в компаниях "Украинские радиосистемы" (УРС, торговая марка Wellcom) и Turkcell (которой принадлежит 51% компании "Астелит", предоставляющей услуги связи под торговой маркой life).
Чем закончится борьба "Альфы" за успешный украинский рынок, пока сказать сложно. Важно только не допустить, чтобы равные конкурентные отношения, которыми все прошедшие годы гордился отечественный рынок мобильной связи, не превратились в элементарную войну отдельных российских компаний за собственность в Украине. Такая опасность должна быть нейтрализована как можно скорее, поскольку завтра у рынка связи множество ответственных дел — внедрение стандартов связи третьего поколения, повышение ее качества и расширение набора предоставляемых услуг.