Чому Сирія не рятує американсько-російські відносини
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Многие стремящиеся к налаживанию отношений между Россией и США - как в Москве, так и в Вашингтоне - надеялись, что сотрудничество по стабилизации ситуации в Сирии и в борьбе с так называемым "Исламским государством" даст новые возможности для улучшения российско-американских связей в целом. К сожалению, сделать это будет значительно труднее, чем ожидалось. Даже оптимисты признают, что восстановление отношений между США и Россией будет непростой задачей.
Мнение о том, что совместная работа по Сирии поможет и в других сферах, происходит от традиционного взгляда на международную дипломатию. С этой точки зрения, успех в реализации частичного и условного "прекращения боевых действий" в Сирии будет способствовать восстановлению связи и даже в некоторой степени взаимного доверия между Россией и США, а это поможет в решении серьезных проблем, включая острые разногласия по поводу Украины.
Читайте: Крым останется сложным вопросом еще лет на 40 - экс-госсекретарь США
В то же время, несмотря на уже ставшие привычными разногласия между Россией и США, московская внешнеполитическая элита предпочитает рассматривать и преподносить успех в Сирии как подтверждение способности двух государств совместно решать серьезные международные проблемы. Сотрудничество с США укрепляет за Россией имидж ведущей державы, но у американская элита такой точки зрения не разделяет, осознавая несопоставимость экономических моделей и вооруженных сил.
Недостаток такого подхода – по принципу "один успех порождает второй" заключается в том, что он игнорирует реалии, существующие в элитах двух стран. Иными словами, первоначальный успех вряд ли повлечет последующие, если внутренняя аудитория воспринимает его неоднозначно.
Расстройство российско-американских взаимоотношений грозит серьезными последствиями для внешнеполитических целей и национальной безопасности обеих стран. Это касается и таких вопросов, как распространение ядерного оружия, терроризм, региональная стабильность Европы и Ближнего Востока. Судя по оценкам Международного валютного фонда за 2015 год, подтверждающим тот факт, что номинальный размер американской экономики превосходит российский в 14 раз, а военные расходы США превышают российские в 10 раз, большинство американцев делают вывод, что хорошие отношения важнее для России, чем для Америки. Так это или нет, все же подобные настроения оказывают значительное влияние на политические дебаты и решения, принимаемые в Вашингтоне. В итоге, что бы не происходило в Сирии, шансы России выстроить новый фундамент для отношений с США, стремятся к нулю. Особенно, если Москва не пересмотрит свои приоритеты.
Читайте: Обвинения не имеют силы: Госдеп США сделал категоричное заявление по делу Савченко
В то же время, кое-кто считает, что успех в Сирии продемонстрирует способность двух стран совместно работать над решением серьезных международных проблем, несмотря на существующие между ними разногласия. Этой точки зрения в большей степени придерживается московская внешнеполитическая элита, для которой сотрудничество с США является подтверждением статуса России как ведущей державы. Но у американской элиты такого соблазна пока не возникает, так как она осознает несопоставимость российской и американской экономик и вооруженных сил.
Недостаток подхода по принципу "один успех порождает другой" состоит в том, что в нем игнорируются политические реалии, существующие в элитах двух стран. Если говорить вкратце, первоначальный успех вряд ли будет способствовать дальнейшему успеху, если он неоднозначно воспринимается внутренней аудиторией
Дисфункция в российско-американских отношениях чревата серьезными последствиями для внешнеполитических целей обеих стран, да и для их национальной безопасности тоже. Это касается вопросов распространения ядерного оружия, терроризма, региональной стабильности в Европе и на Ближнем Востоке, где издержки очевидны. Тем не менее, поскольку по оценкам Международного валютного фонда за 2015 год, номинальный размер американской экономики в 14 с лишним раз больше российского, а военные расходы США в 10 раз больше, чем у России, большинство американцев считают, что хорошие отношения важнее для России, чем для Америки. Так это или нет, но такие настроения оказывают мощное влияние на политические дебаты и принимаемые в Вашингтоне решения. В результате, что бы ни происходило в Сирии, очень мало шансов на то, что это станет новым фундаментом для российско-американских отношений, если Москва не взглянет пристальнее на свои приоритеты.