Світ, яким його бачать Лавров і Путін
Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал на Atlantic Council
Президент России Владимир Путин недавно обвинил Владимира Ленина во внедрении идей, приведших к разрушению Советского Союза. Это было довольно громким заявлением на фоне приближающейся столетней годовщины большевистской Революции 1917 года, которая оказала огромное влияние на всемирную историю.
До сих пор неизвестно, каким образом Кремль собирается отмечать эту дату, но статья министра иностранных дел Сергея Лаврова "Историческая перспектива внешней политики России" проливает свет на то, как действующие лидеры России видят российскую историю.
История России очень терпелива. Едва ли в мире есть еще одна страна, национальная история которой настолько радикально и часто переписывалась в течение последней сотни лет. После прихода к власти коммунисты прокляли российских Царей как декадентских кровопийц, которые эксплуатировали рабочий класс. Генеральный секретарь Иосиф Сталин исказил образ дореволюционной России, прославляя некоторых царей и князей в качестве моделей для русских патриотов: Ивана Грозного, Петра Великого, Александра Невского. В то же время он оклеветал героев Социалистической революции и гражданской войны, таких, как Лев Троцкий и Николай Бухарин, называя их предателями и агентами Запада.
Читайте: Бандиты на службе власти – от Ленина до Путина
В свою очередь преемник Сталина Никита Хрущев объявил Сталина преступником, казнившим тысячи истинных коммунистов. Следующий советский лидер, Леонид Брежнев, называл Хрущева волюнтаристом. Михаил Горбачев считал правление Брежнева периодом застоя. Первый посткоммунистический президент России Борис Ельцин отверг коммунизм в целом, но взамен не предложил никакой новой парадигмы. Путин, который управлял Россией в течение последних семнадцати лет, использует свое видение российской истории в личных целях.
Статья Лаврова, главная идея которой состоит в "непрерывности" - очевидный шаг к созданию новой версии истории. Его видение российской истории охватило всех великих князей, царей, императоров, генеральных секретарей и президентов, выстроив их в единую линию лидеров, которые, изменяя идеологические оболочки, продвигали все ту же политику: оградить уникальную идентичность России от Европы и ее культуры. Согласно Лаврову, эта "непрерывность" основана на факте, что Западная Европа всегда была настроена против России и старалась держать ее в изоляции, что на протяжении веков Россия была жертвой беспричинной Западной агрессии.
Наверное, сложной задачей было увидеть какую-то последовательность между жертвами и их палачами, и сомнительные заявления Лаврова, особенно учитывая фактические ошибки, едва ли способны родить новую версию российской истории.
Один из абзацев статьи немедленно превратил Лаврова в объект для шуток в русскоязычном Интернете: "...русский народ, имея собственную культурную матрицу, свою духовность, никогда не сливался с Западом. В этой связи уместно вспомнить трагическую и во многом переломную для нашего народа эпоху монгольского нашествия...[которое] способствовало формированию обновленного русского этноса". Каждый россиянин с начальными знаниями национальной истории знает, что монгольское вторжение разорило некогда процветавшую древнюю Русь и оставило несмываемый отпечаток на все будущие воплощения российского государства, вырвав его из Европы с ее зарождавшейся парламентской системой и Магдебургским правом.
Другой пример сомнительных заявлений министра: "Не буду подробно останавливаться на моментах, связанных со сползанием Европы ко Второй мировой войне. Очевидно, что здесь опять роковую роль сыграли антироссийские устремления европейских элит, их желание натравить на Советский Союз гитлеровскую военную машину", - пишет Лавров.
Читайте: Россия все больше отстает от других стран
Это утверждение вызывает вопрос: не Сталин ли помог Гитлеру прийти к власти, запретив немецким коммунистам формировать парламентскую коалицию с социал-демократами в рейхстаге в 1933 году? Началась бы Вторая мировая война если бы Сталин и Гитлер на договорились о разделе Польши в августе 1939 года? Лавров утверждает, что на протяжении веков Россия стремилась играть конструктивную роль в объединении Европы и исключить всякую возможность новой войны, установить международные органы чтобы обеспечить мир и порядок в Европе. Он упоминает роль императора Александра І в Венском конгрессе и попытки императора Николая ІІ созвать мирные конференции в Гааге в 1899 и 1907 годах. Однако, Лавров демонстративно упускает Сталина и его роль в создании ялтинской системы, но пишет, что "можно сказать, что сорок лет после Второй мировой войны стали удивительно благоприятным периодом для развития Западной Европы, которая была избавлена от необходимости принятия собственных крупных решений и под своего рода "зонтиком" американо-советского противостояния получила уникальные возможности спокойного развития".
Сложно не заметить ностальгической нотки в статье Лаврова: "Послевоенный миропорядок, опиравшийся на противостояние двух систем, был, разумеется, далёк от идеального, но он, тем не менее, позволил сохранить основы международного мира". Увы, после окончания Холодной войны, Запад снова впал в антироссийские предубеждения. Согласно Лаврову, экспансия НАТО на восток "корень тех системных проблем, от которых сегодня страдают отношения России с США и Европейским союзом"
Лавров заканчивает свою статью словами российского религиозного философа славянофила Ивана Ильина о том, что "великодержавие определяется... способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами". На самом деле, как и во времена русских царей, императоров, генеральных секретарей, текущие российские лидеры обеспокоены статусом великой державы, который в случае России всегда достигался ценой благополучия ее граждан.
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...