Блог | Світ без ядерної зброї
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал на The Washington Post
Из всех угроз для глобальной безопасности и мира самой опасной является угроза распространения и возможного использования ядерного оружия. Вот почему семь лет назад в Праге я заявил, что Соединенные Штаты будут бороться против распространения ядерного оружия и стремиться к миру без него. Эта точка зрения основывается на политике президентов, бывших до меня, как демократов, так и республиканцев, включая Рональда Рейгана, который сказал, что "мы стремимся в перспективе к полной ликвидации ядерного оружия в мире".
В четверг в Вашингтоне я буду принимать более 50 мировых лидеров на нашем четвертом Саммите по ядерной безопасности, чтобы развивать основную цель нашей пражской повестки дня: помешать террористам получить и использовать ядерное оружие. Мы рассмотрим наш прогресс, к примеру, успешное избавление более десятка стран от высокообогащенного урана и плутония. Страны, включая Соединенные Штаты, возьмут на себя новые обязательства, и мы будем продолжать работу по укреплению международных договоров и институтов, лежащих в основе ядерной безопасности.
Учитывая сохраняющуюся угрозу со стороны ряда организаций, таких как террористическая группировка ИГИЛ, мы с нашими союзниками и партнерами проанализируем наши усилия по борьбе с терроризмом, чтобы самые опасные в мире силы не получили самого опасного оружия.
Читайте: Пустые слова: в России раскритиковали предложение Обамы по ядерному оружию
Помимо предотвращения ядерного терроризма, мы добились значительного прогресса в направлении расширения концепции, которую я представил в Праге.
Во-первых, мы предпринимаем конкретные шаги к миру без ядерного оружия. США и Россия остаются на пути выполнения наших обязательств в рамках договора СНВ-3, так что к 2018 году количество развернутых американских и российских ядерных боеголовок будет на самом низком уровне с 1950 года. Даже сейчас, когда Соединенные Штаты поддерживают безопасный, надежный и эффективный ядерный арсенал для сдерживания любого противника, и обеспечения безопасности наших союзников, я сократил число и роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности. Я также отказался от разработки новых ядерных боеголовок и сузил непредвиденные обстоятельства, при которых США когда-либо применяли или угрожали применением ядерного оружия.
Во-вторых, мы укрепляем глобальный режим, в том числе и Договор о нераспространении ядерного оружия, что препятствует его распространению. Мы сумели объединить международное сообщество в борьбе против распространения ядерного оружия, в частности в Иране. Ядерное оружие Ирана представляло собой неприемлемую угрозу для нашей национальной безопасности и безопасности наших союзников и партнеров. Это могло привести к гонке ядерных вооружений на Ближнем Востоке и стать началом развала международного режима нераспространения.
После того, как Иран первоначально отклонил дипломатическое решение, США мобилизовали международное сообщество для введения санкций в отношении Ирана, демонстрируя, что страны, которые не в состоянии выполнить свои ядерные обязательства, столкнутся с последствиями. После интенсивных переговоров Иран согласился на ядерную сделку, которая закрывает ему все пути к ядерному оружию, а Иран в настоящее время подвергается самым всесторонним проверкам его ядерной программы, о которых когда-либо удавалось договориться. Иными словами, в рамках этой сделки мир не дал возможности еще одной стране получить ядерные бомбы. И мы будем сохранять бдительность, чтобы гарантировать, что Иран выполняет свои обязательства.
В-третьих, мы предлагаем новую основу для ядерного сотрудничества с теми странами, которые выполняют свои обязательства и могут иметь доступ к мирной ядерной энергии. Международный топливный банк, к созданию которого я призывал семь лет назад, строится сейчас в Казахстане. С его помощью страны смогут получать необходимое им энергетическое сырье без обогащения урана, которое грозит его нецелевым использованием и кражами.
Читайте: Возможность упущена: Россия изолировала себя от мира
Несмотря на наши успехи, я первым признаю, что наша работа еще не закончена. Принимая во внимание нарушения договора РСМД, мы по-прежнему призываем Россию полностью выполнять свои обязательства. Наряду с нашим военным руководством, я по-прежнему считаю, что наш огромный арсенал времен Холодной войны плохо подходит для современных угроз. Соединенные Штаты и Россия, которые совместно владеют более чем 90% ядерного оружия в мире, должны провести переговоры с целью дальнейшего сокращения наших запасов.
Международное сообщество должно сохранять единство перед лицом продолжающихся провокаций Северной Кореи, в том числе и их недавних ядерных испытаний, и ракетных запусков. Дополнительные санкции, недавно введенные в отношении Пхеньяна Советом безопасности ООН, показывают, что нарушения будут иметь последствия. США будут продолжать работать с союзниками и партнерами для полного и поддающегося проверке уничтожения всего ядерного оружия и его компонентов на Корейском полуострове мирным путем.
В более широком смысле, безопасность мира требует, чтобы страны, включая Соединенные Штаты, ратифицировали Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, а также заключили новый договор о прекращении раз и навсегда производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия.
Я говорил в Праге, что обеспечить безопасность и создать мир без ядерного оружия удастся нескоро, и возможно, не примоей жизни. Но мы положили начало. Как единственная страна, применявшей ядерное оружие, Соединенные Штаты имеют моральную обязанность прокладывать путь для его ликвидации. Тем не менее, ни одна страна не сможет реализовать этот замысел в одиночку. Это должно стать делом всего мира.
Мы четко представляем, какие высокие преграды стоят перед нами, но я считаю, что мы ни в коем случае не должны быть фаталистами, считать неизбежностью распространения ядерного оружия. Даже сейчас, имея дело с реалиями современного мира, мы должны продолжать стремиться к созданию того мира, каким он должен быть.