Блог | Провал Мінських угод. Буде війна?
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
На Донбассе может начаться новая война. Задача, которая стоит перед людьми, сохранившими здравый смысл, вне зависимости от гражданства и политических взглядов, заключается в том, чтобы не допустить этого, пишет Кирилл Мартінов для "Новой газеты".
На войну работает ряд факторов. Режиму, установившемуся в "ДНР" и "ЛНР", необходимо доказывать свою состоятельность перед Москвой и легитимность — перед населением территорий, находящихся под его контролем. И с тем, и с другим в последнее время есть проблемы. Уже много месяцев идет зачистка полевых командиров непризнанных республик и передел сфер влияния. Жители подконтрольных территорий, многие из которых получают украинские пенсии или ездят на работу через украинские блокпосты, накопили разочарование в своих "освободителях". Для Захарченко и К° война — это единственный способ удержать власть. В середине февраля силами "ДНР" была предпринята попытка развить наступление на Мариуполь. В Луганске зафиксированы перемещения новых армейских подразделений. Идет активное обучение местных "ополченцев" с участием различных советников. Стычки с применением стрелкового вооружения и с участием снайперов не прекращаются уже много недель, теперь география боев расширяется, а отход снайперов прикрывается минометным огнем.
Читайте: Чего ждет Кремль?
Партия войны есть не только в "ДНР" и "ЛНР". ВСУ объявили об очередном призыве новобранцев и готовят новые тактические подразделения. Идет активное перевооружение украинских частей, подготовка армейских подразделений вместо частей МВД и добровольцев. Украинский ВПК работает на фронт — в ВСУ поступают танки и противотанковое вооружение. Активно готовятся к боевым вылетам около двух десятков самолетов. Политическое решение кризиса в Донбассе постоянно откладывается, а это дает козыри тем силам в Киеве, которые никогда не были заинтересованы в переговорах. Давление западных санкций на РФ и проблемы в российской экономике рассматриваются украинскими сторонниками силового решения кризиса в Донбассе как шанс на контрнаступление и восстановление контроля над территорией страны. Словом, у Захарченко есть alter ego к западу от блокпостов, для которых война также стала единственным способом существования.
Воинственности сторонам добавляет климат — через несколько недель начнется полноценная весна, а это значит, что удар надо наносить сейчас. Впрочем, украинские сайты обсуждают скорее перспективы летней военной кампании.
Ключевой политический фактор, влияющий на ситуацию, — это фактический провал выполнения Минских соглашений, переговоры по которым раз за разом заходят в тупик. Рада не может собрать конституционное большинство, необходимое для предоставления Донбассу особого статуса. В "ДНР" и "ЛНР" не видят возможности выполнять обязательства по проведению местных выборов и уж тем более — по передаче контроля над госграницей с Россией украинской стороне.
Из провала Минска 2 кто-то спешит сделать вывод: если не получились переговоры, значит, снова будем воевать. То есть — опять человеческие смерти среди того самого народа, за чье счастье и свободу якобы борются стороны конфликта. На российское телевидение вернется фигура "украинского фашиста". Диванные войска пакуют чемоданы в Алеппо и строятся в шеренгу возле Горловки. Переживут ли наши россияне и украинцы еще одну волну взаимной ненависти? Не хотелось бы проверять это на практике.