Самая острая проблема на сегодняшний день для украинского бизнеса – налоговый кодекс. Эта проблема была вчера, она есть сегодня и она будет до того момента, когда не будет принят новый налоговый кодекс. Простой, прозрачный, написанный на понятном языке без двусмысленных терминологий и норм, пишет для ЛІГА.net Григол Катамадзе.
Теоретики и практики экономики в западном мире уже давно сошлись в понимании того, что существует 5 принципов налоговой системы и опирающиеся на эти принципы достигли успеха:
1.Экономическая эффективность. Налоговая система не должна входить в противоречие с эффективным распределением ресурсов.
2. Административная простота. Административная система должна быть простой и относительно недорогой в применении.
3. Изменение экономических условий. Налоговая система должна быть в состоянии быстро, а в некоторых случаях даже автоматически реагировать на изменения.
4. Политическая ответственность. Налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги для того, чтобы политическая система была в состоянии более точно отразить их предпочтения.
5. Справедливость. Налоговая система должна быть справедлива в соответствующем подходе к отдельным индивидуумам.
Читайте:
Деньги в дом: Порошенко предупредил о большой деофшоризации
Вот если проанализировать эти 5 принципов налоговой системы, на которой базируется западная экономика, мы можем однозначно сказать, что украинская налоговая система не отвечает ни одному из них.
Что такое налоговый кодекс? Это свод правил, по которым должен жить и работать бизнес страны. Я почти каждую неделю езжу по регионам Украины и общаюсь с бизнесом – малым, средним и большим. Ассоциация налогоплательщиков Украины, как самое крупное бизнес-сообщество, представляющее интересы более 7000 украинских предприятий, имеет совершенно четкий рецепт либерализации украинской экономики для возрождения бизнеса:
1. Установить единую ставку НДС 18%;
2. Упразднить налоги на наследство и операции с недвижимостью. И вместе с этим, снять все виды налоговых исключений и специальных ставок;
3. Снизить налоги на капитал и дивиденды;
4. Освободить бизнес от налога на прибыль в случае реинвестирования прибыли в производство. Это процедура увеличения инвестиционного капитала путем дополнительных финансовых инвестиций в производственные или финансово-экономические проекты.
Такие ставки в Словакии, например, дали моментальный результат - в страну пришли мировые бренды автомобилестроения: Volkswagen, KIA, Peugeout. Сегодня по производству автомобилей на душу населения эта страна находится на первом месте. Эти же условия дали возможность Грузии привлечь мировые имена отельного бизнеса. В Грузии к тому же был создан специальный хаб, это был классический реэкспорт автомобилей. С 2010 г. по 2012 г. №1 в экспорте товаров Грузии были автомобили, при том, что Грузия сама их не производит.
Совершенно разные возможности в Словакии, Грузии и Украине. Украина имеет гораздо больше возможностей: удобное географическое расположение, огромный человеческий интеллектуальный потенциал, материальный ресурс и земля.
Но все вышеперечисленное, конечно, не будет действовать без реформирования фискальной службы. По моему глубокому убеждению, фискальную службу нужно разделить на две очень важные составляющие: сервисную службу и полицейскую. Недавно зарегистрировали законопроект о создании финансовой полиции. Что мешало это сделать год-два назад? Сейчас, конечно же, на эту тему будут долгие обсуждения, аргументы, контраргументы, но время-то уходит. В Эстонии, например, бизнес не знает адреса налоговой структуры, они общаются электронными письмами. Я хочу, чтобы и украинцы забыли адрес своей налоговой.
Вместо этого происходит следующее: в Украине правительство заявляет о том, что бизнес не будет проверяться, и это звучит как призыв к действию: предприятия подвергаются проверкам в десятикратном размере. Разве можно так выживать? Складывается такое ощущение, что многие чиновники в правительстве и в Национальном банке Украины, которые отстаивают чрезмерную регуляцию, никогда не были детьми. И никогда от них мама не прятала конфеты, и никогда они их не находили. Чиновники слепо считают, что если они это написали на бумаге, в жизни так и происходит.
В фильме "Кавказкой пленницы" есть одна замечательная фраза, с которой я бы хотел обратиться к украинским чиновникам: "Ты наблюдаешь жизнь только из окна своего персонального автомобиля". Так вот пора уже выйти из личного кабинета, персонального автомобиля, пройтись и послушать людей. А не можете сделать сами, почитайте работы нобелевских лауреатов!
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...