Блог | Крим - чий?
Крым – наш", сказал год назад бывший первый министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс в эфире моей программы "Без обид" на латвийском общественном телеканале ЛТВ-7, присоединившись таким образом к сторонникам популярного в России лозунга. Это заявление вызвало большой резонанс по обе стороны границы. Фрагмент интервью показали в главной российской информационной программе "Время" на Первом канале.
По сути, конечно, Юрканс не сказал ничего нового – де-факто Крым принадлежит России с марта 2014 года. Правда, де-юре с этим многие не согласны. Но тот факт, что человек, занимавший столь высокий пост в республике, озвучил это в эфире Латвийского общественного телевидения, сам по себе сенсационен. Даже симпатизирующие России оппозиционные политики в странах Балтии на вопросы о "принадлежности" Крыма старались не давать конкретного ответа — мол, ситуация сложная и история всех рассудит. Когда-нибудь. Юрканс, по сути, нарушил негласное табу на другую точку зрения по "крымскому вопросу": он четко дал понять, что эта тема, по крайней мере, заслуживает дискуссии, и не побоялся высказаться прямо, без маневрирования и сглаживания острых углов. Кто-то назвал это смелостью, кто-то глупостью – но факт остается фактом.
Читайте: Спрятанная война
Я не уверен, что он готовился к этому заявлению заранее, до эфира мы даже не обсуждали темы, которые будем поднимать в интервью. Это была импровизация – и с моей стороны, и, рискну предположить, с его. В России заявление Юрканса вызвало восторг – фрагмент интервью показали все федеральные телеканалы. В Латвии, по большей части, — негодование в Twitter. Понять можно и тех, и других. В Латвии дискуссии по этому вопросу не получалось отчасти потому, что даже те, кто не был согласен с официальным мнением правительства Латвии о том, что Крым был аннексирован Россией, боялись об этом говорить открыто. За такие слова любого сразу приписывали к "прокремлевским маргиналам" и обвиняли в умственном помешательстве.
Юрканс этого не испугался – по крайней мере, он не попытался дать задний ход после того, как его слова разлетелись по Интернету. Вслед за ним в эфире радио Baltkom на эту тему высказался и латышский композитор, бывший депутат Сейма от нацблока Имантс Калниньш, заявивший, что Россия действовала адекватно, присоединив к себе Крым. Да и в Facebook и Twitter у этого заявления нашлось немало сторонников.
Очевидно, что ответ на вопрос "Крым — чей?" еще долго не будет однозначным. Но важно, чтобы на эту тему начали серьезный разговор с учетом мнений всех сторон. Чтобы все понять и разобраться, необходим вдумчивый диалог, а не монолог, который сейчас ведет каждая из сторон. С момента того интервью прошел год, но это заявление Юрканса в Латвии вспоминают до сих пор. Да и вопрос по Крыму по–прежнему так и остается открытым. Официальный представитель Госдепа США Джошуа Бейкер в недавнем интервью радиостанции Baltkom честно признался, что ситуация тупиковая и выхода из нее пока не видно. Это заявление вызвало шок, но, может быть, нам как раз это и было нужно, чтобы попытаться взглянуть на ситуацию без предвзятости и абсолютной убежденности в собственной правоте? Ведь, как писал Бродский, "я ищу, я делаю из себя человека".
Важливо: думка редакції може відрізнятися від авторської. Редакція сайту не відповідає за зміст блогів, але прагне публікувати різні погляди. Детальніше про редакційну політику OBOZREVATEL – запосиланням...